Краткая история классического обусловливания: основные понятия и авторы

Краткая история классического обусловливания: основные понятия и авторы

Поделиться

Классическое обусловливание довольно часто называют «павловским обусловливанием» или «павловским обучением». Классическое обусловливание – специфическая форма обучения, при которой нейтральный стимул группируется в пару со стимулом, активизирующим определенную реакцию. При регулярном воздействии в течение определенного времени нейтральный стимул начинает активизировать данную реакцию, даже если он не сопровождается стимулом, изначально ее генерировавшим.

Что такое бихевиоризм?

Бихевиоризм – теория обучения в психологии, предполагающая, что поведение (действия) приобретается посредством взаимодействия с окружающей средой. Данный процесс называется кондиционированием.

Существует два основных типа обусловливания: классическое и оперантное обусловливание. Рассмотрим детально классическое обусловливание.

Классическое обусловливание

Если поведение возникает в результате взаимодействия с окружающей средой, то что бихевиоризм может сказать о разуме?

Авторы бихевиоризма по-разному относятся к вещам, не являющимся частью окружающей среды, к примеру, к разуму и сознанию. Некоторые авторы-бихевиористы отвергают данную концепцию, другие принимают, а третьи не отрицают существования, а считают своего рода «черным ящиком», поскольку невозможно изучить объективно. Обычно авторы классической обусловленности отвергают идею разума или, по крайней мере, считают бесполезным изучение поведения.

Контекст происхождения бихевиоризма

Что происходило в мире и в области психологии, когда возник бихевиоризм?

  • Перед Первой мировой войной психология оправдывала деятельность с практической точки зрения, т.е. стала объективной наукой, сконцентрированной на понимании и прогнозировании поведения человека.
  • Бихевиоризм родился в Соединенных Штатах из функционализма и зоопсихологии.
  • Одним из основных вкладов функционализма было обеспечение принципов изучения детской и зоопсихологии, то есть он расширил предмет изучения психологии.
  • Бихевиоризм – распространение взглядов и методов из психологии животных на человеческую.

Предшественник классической обусловленности: Торндайк

Он является предшественником бихевиоризма, поскольку инициировал переход от функционализма к бихевиоризму. Именно чтение текстов по психологии подтолкнуло Торндайка к психологии и его поступлению в Гарвард в 1897 году, где он начал исследования поведения животных. Он помещал животных в лабиринты, чтобы наблюдать за поведением (пример: кошка). Исходя из полученных данных в процессе исследования, он описал обучение с точки зрения:

  • Методом проб и ошибок.
  • Случайные происшествия.
  • Ассоциации между событиями.
  • Повторение опыта.

Он наблюдал за поведением, от лаборатории до неконтролируемых природных сред, чтобы иметь объективное представление о поведении. Изучал признаки поведения животных.

Он покинул Гарвард и перешел в Колумбийский университет. Многие концепции, изученные в Гарварде, он развил в Колумбийском университете, сосредоточив исследование на действиях, являющихся результатом полученного опыта, а не на инстинктивном или рефлексивном поведении, таким образом, он начал отделять себя от функционализма.

Торндайк утверждал, что животные обучаются посредством:

  • Методом проб и ошибок.
  • Награда-наказание.

Животные ассоциируют, но не связывают идеи, действующая часть ассоциации представляет собой прямую связь между ситуацией и импульсом.

Несмотря на критику, Торндайк разработал теорию обучения, охватывающую как животных, так и людей. Он утверждал, что целью психологии должен быть контроль над поведением. Он предложил три основных закона, определяющих обучение:

  • Закон готовности: когда субъект готов учиться, вполне вероятно, что будут достигнуты лучшие результаты.
  • Закон эффекта: результаты поведения, за которыми следовали удовлетворительные последствия, с наибольшей вероятностью развивали повторяющиеся паттерны в ответ на один и тот же стимул, вероятно, исчезавший при столкновении с негативными результатами.
  • Закон упражнения: связь между стимулом и реакцией может быть усилена или ослаблена. Связь можно укрепить, усердно и часто практикуя, или ослабить, прекратив практику.

В 1930 году Торндайк пересмотрел данные законы, он отменил закон упражнения и пересмотрел закон эффекта, утверждая, что ответы на нежелательные результаты не ослабляют реакцию настолько, насколько удовлетворительные результаты усиливают реакцию.

Подобно тому, как обучение животных является автоматическим, то есть не опосредовано осознанием непредвиденных обстоятельств между реакцией и вознаграждением. Он утверждает, что человеческое обучение также бессознательно, поскольку человек может выучить ответ, не будучи сознательным.

Торндайк признает проблему бихевиоризма, связанную с объяснением человеческого поведения без привязки к смыслу.

Торндайк утверждал, что целью психологии должен быть контроль над поведением.

Иван Павлов: от физиологии к кондиционированию

Иван Петрович Павлов, русский физиолог, начал исследовательскую работу по изучению железистых и нервных факторов в процессе пищеварения. В 1904 году ему была присуждена Нобелевская премия.

Павлов является отцом классического обусловливания, представляющего собой модель реакции на стимул или обучения с помощью ассоциаций. Он состоит из воздействия на естественный стимул и соединения его со вторым стимулом для создания реакции, не возникающей естественным образом.

На безусловный стимул (БС), известный как естественный раздражитель, генерируется ответ, безусловный ответ (БО). Затем они сочетают БС со вторым, нейтральным стимулом (НС), чтобы вызвать условный ответ (УО), то есть ответ, не возникающий естественным образом. Таким образом, НС становится условным стимулом (УС), стимулом, вызывающим реакцию, изначально вызванную БС.

В обусловливании можно найти следующие аспекты:

  • Интенсивность: сила, с которой происходит реакция.
  • Репертуар: тотальные ответы.
  • Подкрепление: стимул, вызывающий изменение вероятности проявления поведения.
  • Латентность: время, прошедшее между предъявлением стимула и высвобождением ответа.
  • Порог: минимальная интенсивность, где требуется стимул, чтобы вызвать реакцию.

Основные принципы по Павлову:

  • Приобретение: процесс, посредством которого реакция включается в репертуар организма.
  • Угасание: потеря обусловливания из-за отсутствия подкрепления реакции.
  • Спонтанное восстановление: необъяснимое появление реакции, которая ранее была погашена.
  • Обобщение стимула: стимул, подобный условному, вызывает аналогичные реакции, что и настоящий. Чем больше сходство, тем больше эффект.
  • Дискриминация: способность организма различать ряд сходных раздражителей.

Данная теория отвергает концепцию разума ради объективной и материалистической концепции. Весь механизм мышления состоит в выработке элементарных ассоциаций и последующем образовании ассоциативных цепочек. Павлов пытался заменить психологию физиологией и поменять ссылки на разум ссылками на мозг.

Одна из проблем теории заключается в попытке провести разделительную линию между интеллектом и разумом, а также реакцией на внешние раздражители. Поскольку эксперименты проводились на животных, а не на людях (у большинства животных не было высокого интеллекта), стало трудно изучать сходство обоих.

Джон Б. Уотсон: радикальный подход

Для Джона Б. Уотсона проблема разума и сознания, величайшая критика бихевиоризма, была чем-то, что не относилось к интересам, поскольку он искал объективный и материалистический метод для понимания поведения животных, а не высших существ.

Он пришел к выводу, что понятие разума утратило ценность для психологии животных и для человеческой психологии. Он считал, если психология хочет стать научной дисциплиной, она должна избавиться от сознания и сделать выбор в пользу публичных, поддающихся количественному измерению, наблюдаемых исследований и экспериментов, как сделали ученые-естествоиспытатели.

Уотсон утверждал, что психология должна отойти от философии и переориентироваться на биологию, то есть принять наблюдаемые реакции и стимулы окружающей среды в качестве основных элементов психологических исследований.

Для Уотсона поведение можно предсказать с точки зрения стимулов и реакции. Мысль не задействует мозг, он считал данный процесс отвлечением. Он сказал, что нет никаких процессов, инициированных в центральной нервной системе.


Поделиться
Ревность способна разрушить любые отношения между людьми Previous post Ревность способна разрушить любые отношения между людьми
Кто основатель НЛП Next post Кто основатель НЛП?